Устройство катализатора

По сути катализатор (каталитический нейтрализатор) является устройством дожига отработанных газов до относительно безвредного СО2, снижая тем самым содержания СО и СН в выбросах. Тем кто регулярно ездит за рубеж хорошо известно о строгих нормативах в странах ЕС на содержание СО и СН. В России данная проблема все острее рассматривается с каждым годом и тенденции к ужесточению нормативов на содержание вредных примесей в отработанных газах налицо. На всех современных автомобилях до и после катализатора устанавливаются кислородные датчики (лямбда-зонда), которых фиксирует содержание кислорода (O2) до и после прохождения конвертера. По разнице их значений определяется эффективность его работы. Если разница будет незначительной, значит процесс окисления, который невозможен без кислорода, не протекает и загорается "CheckEngine". Вторичным предназначением данного устройства является разбитие потока исходящих из двигателя газов, снижая шум автомобиля.

Катализаторы, которые зачастую называют каталитическими конвертерами или нейтрализаторами автомобильных газов, прежде всего предназначены для снижения концентрации вредных примесей в отработанных газах автомобиля. Основными такими примесями являются: окись углерода (CO), не сгоревшие углеводороды, условно обозначаемые как CH и оксиды азота - NO и NO2. Последние принято обозначать как NOx. Второстепенным предназначением конвертера являются снижение температуры и скорости газов перед их попаданием в основной резонатор (глушитель) автомобиля.

Продукты сгорания идеального двигателя - это азот (N2), водяные пары (H2O) и диоксид углерода (CO2). Однако, в реальной ситуации в выхлопных газах всегда содержатся вышеупомянутые CO, CH и NOx. Их нейтрализация в автомобильном катализаторе происходит посредством ряда химических окислительно-восстановительных реакций. Протекание таких процессов возможно только при повышенных температурах, а также в присутствии благородных металлов - родия (Rh), рутения (Ru), платины (Pt), палладия (Pd) и даже золота (Au). Точное количество и способы локализации этих металлов в объеме катализатора являются коммерческой тайной производителя.

Автоконцерны по-разному устанавливают катализаторы в автомобиле. Поскольку реакции превращения вредных примесей в безвредные требуют высоких температур, многие автопроизводители крепят конвертер непосредственно сразу за двигателем на выпускном коллекторе. Минусом такого размещения является сильное воздействие на катализатор отходящих газов двигателя. Вторым вариантом является расположение нейтрализатора непосредственно перед глушителем. В таком случае он образует с ним единую деталь. В редких случаях катализатор является самостоятельным узлом выхлопной системы.

Конструктивно любой катализатор выполнен в виде металлической бочки с носителем, на котором находится тончайший металлический слой из благородных металлов. Все модели можно условно разделить на две группы по типу используемых в них носителей. Большинство иномарок европейского и американского рынка укомплектованы керамическими конвертерами. Корейские и японские концерны чаще используют в качестве носителя стальную ленту, свернутую в спираль.

Таким образом, катализатор является своеобразным фильтром, который снижает выброс вредных газов в атмосферу. Ремонт катализатора сводится к его замене через определенный промежуток времени. Обычно, такая замена требуется каждые 80 - 120 тысяч километров. Очень часто менять катализатор приходится еще чаще. Основной причиной преждевременной его поломки становится низкокачественное топливо, а вернее присадки, добавляемые для поднятия октанового числа. Они очень быстро отравляют каталитические центры и катализатор теряет способность к нейтрализации примесей. По этой же причине официальные дилеры отказывают в его замене по гарантии.

Сильно влияет на срок службы конвертера попадание в его рабочий объем не сгоревшего топлива, антифриза или масла двигателя. Такое часто случается при сбоях в системе зажигания, при пуске холодного двигателя или в случае старого мотора. В результате катализатор загрязняется, разрушаются его соты, а его пропускная способность снижается. В итоге, возникает эффект, схожий с затыканием выпускного патрубка глушителя тряпкой. Машина перестает нормально заводится, глохнет на холостых оборотах, загорается контрольная лампа "ChechEngine". Если вышеперечисленные симптомы наблюдаются в поведении Вашего автомобиля стоит немедленно сделать диагностику катализатора.

Следует заметить что существует огромное количество универсальных катализаторов, выпускаемых серийно, например, Bosal, Atiho или Ferroz. Они являются хорошей альтернативой штатным (оригинальным) деталям. Стоимость их существенно ниже при аналогичном качестве. Другой способ экономии средств - замена катализатора пламегасителем. В последнем случае о проблемах с этим узлом можно будет забыть навсегда.

Менеджер
Михаил
Ведущий специалист
+7(495) 968-32-29
+7(967) 181-07-18
Консультация специалиста
Наш менеджер перезвонит вам в течении 5 минут
Менеджер
Михаил 
Мастер приемщик
+7(495) 968-32-29
+7(967) 181-07-18
Записаться на бесплатный осмотр
Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время

Менеджер
Хорошова Анастасия
Сметчик
+7 000-00-99
Заказать расчет
Бесплатный расчет сметы в течении одного дня